Охрана труда.

 Сегодня мы продолжаем беседу с директором Негосударственного образовательного учреждения  "Аттестационный центр - безопасность труда" Ефимчуком Валерием Макарьевичем, опубликованную в рубрике "Будь здоров!" в ноябре прошлого года.

Валерий  Макарьевич, в нашей прошлой беседе мы затронули тему производственного травматизма, в частности, что не все травмы, которые происходят на производстве учитываются и расследуются. Поэтому повторим ранее заданный вопрос - разве такое может быть?

 - В начале, хочу сказать, что в последние годы травматизм постоянно снижается, однако проникнутая  оптимизмом официальная статистика как-то не очень вяжется с реальным положением дел. В стране нет реальных причин для снижения травматизма. Как можно без лукавства объяснить, что при изношенности оборудования и основных фондов травматизм снижается. Численность работающих падает, производства останавливаются. Это реальные факты. Это надо учитывать, а не записывать, как растущие успехи в охране труда и повышении внимания руководителей к этим вопросам. А теперь отвечу на Ваш вопрос.
 Пути и методы сокрытия производственного травматизма достаточно известны и изучены. Например, заказные заключения судмедэкспертизы об острой сердечной недостаточности, ишемической болезни сердца, как причине смерти пострадавшего, вместо констатации гибели от электрошока. Учитывая, что по данным медиков, из-за болезни сердца умирает более 50% россиян (1,3 млн. человек в год), то "попасть" под этот диагноз желающим скрыть смертельную травму несложно. Жена с детьми "убитые" горем не пойдут проверять, а грамотные в этом плане адвокаты на общественных началах работать не будут. Или такой пример, упал монтажник с высоты 18 метров. Через 20 минут приезжает "скорая" и прокуратура, а в кармане спецодежды погибшего лежит трудовая книжка с записью, что он вчера был уволен. Но, конечно, это вопиющие случаи. В ходе инспекторских проверок ежегодно в стране выявляется более 300, сокрытых от расследования, несчастных случаев со смертельным исходом. Можно предположить, что многие нарушения так и остались не раскрытыми. Многие легкие и средней тяжести травмы просто не выносятся за ворота предприятий, то есть не расследуются.

  Валерий  Макарьевич, но скрывать в той или иной мере свои недостатки и потери, их истинные причины - общепринятая мировая практика.

-  Согласен, однако, всему есть предел. Мы, таким образом, выведем производственный травматизм почти на ноль.
Чаще всего не тяжелые травмы, происшедшие на производстве по добровольно-принудительному согласию переводят в разряд бытовых. До недавнего времени травмы, которые оплачивались с первого дня нетрудоспособности, назывались путевыми,  то есть травмы, полученные в пути следования с работы или на работу. Сейчас, хотя запись в листке временной нетрудоспособности и осталась, путевая травма учитывается, как бытовая, то есть оплачиваются первые два дня работодателем, а дальше за счет средств ФСС. Ушла в небытие неоплачиваемая первая пятидневка больничного. Как будто эти пять дней человеку не нужно было есть. Эта порочная система просуществовала в стране 50 лет.
На путевую же травму соглашались кто "под нажимом", кто под угрозой наказания или лишения премии и т.п. Причем чаще это делалось (и делается) без ведома руководства и службы охраны труда предприятия, на уровне мастер - рабочий. В результате сговора и мастер доволен, так как не получил нагоняй от начальства и рабочий ошибочно думает, что ничего не потерял.
 Так вроде и получается. А какие "подводные камни" здесь могут быть?
- Все дело в том, что после получения любой травмы, даже казалось бы незначительной могут в последствие (даже через несколько лет) возникнуть серьезные осложнения, в результате которых, человек может получить инвалидность. И вот тогда выясняется, что он не будет получать пособие от ФСС соразмерное с его заработком,  так как травма оформлена не как несчастный случай на производстве. И то, что он будет получать в данном случае, окажется в несколько раз меньше положенного. В результате и сам инвалид, и семью в такую финансовую яму посадил, что не зарадуешься. Вот тогда и вспоминают о своих правах, пишут всевозможные обращения и заявления в инспекцию труда, нанимают юристов, подают в суд. И результат этого правдоискания далеко не ясен.

Почему же некоторые руководители и специалисты идут на это?
- Я не хочу сказать, что они сознательно  хотят оставить пострадавшего без средств к нормальному существованию. Причин здесь несколько. Во-первых, многие не знаю, что такое развитие событий может быть. Во-вторых, понятия не имеют, как грамотно провести расследование несчастного случая, оформить документы, некоторые не хотят ухудшить показатели в работе. А кто учитывает и расследует несчастные случаи, произошедшие с работниками, которые трудятся без оформления, без заключения трудового договора? У нас почему-то все разговоры об официальной заработной плате упираются в будущую пенсию. Да, её в подвале и гараже не заработаешь, но страшнее, если человек потеряет в результате производственной травмы трудоспособность к примеру 50%, а заработную плату официальную он получал, предположим, 6 тыс.руб., а так сказать "черную" еще 15 тыс.руб.; и сколько же он будет получать по страховым выплатам? Вопрос для особо одаренных. Все правильно - 3 тыс.руб. Вот о чем надо думать сегодня.
И что делать работнику, получившему травму, если несчастный случай не хотят расследовать или уговаривают эту травму скрыть?
- Никаких компромиссов, как бы ни уговаривали или даже запугивали руководители! Следует корректно отстаивать свои интересы. Напомнить руководителю, что при правильно проведенном расследовании выплаты "лягут" на плечи ФСС и предприятие, в принципе, ничего не потеряет. Да могут быть проблемы и издержки, но все надо делать правильно. В крайнем случае, следует обращаться в инспекцию труда.
 Валерий  Макарьевич, Но правильно провести расследование несчастного случая не просто.

- Верно. И это "камень преткновения" не только для руководителей малого бизнеса, но и для довольно больших предприятий, имеющих службу охраны труда. Я здесь не говорю о низкой  квалификации инженеров по охране труда. Это грамотные специалисты, но очень много вопросов  и к законодательству, например,  определение вины пострадавшего. Очень тонкий вопрос. А уж чего говорить о том, что сплошь и рядом при расследовании несчастного случая, берут объяснительную с пострадавшего. Это же прямое нарушение Конституции РФ.
А работодатели могут в вашем учреждении получить консультацию по данному вопросу?
- Конечно, краткую консультацию  может получить каждый и не только специалист, но и любой работник, и этим многие пользуются. За 12 лет нашей работы у нас сложились деловые отношения с большинством предприятий города. А вот более подробно эта тема изучается на наших курсах по охране труда. Кроме теоретических занятий проводятся и практические, выдаются формы документов и многое другое. Не ждите несчастного случая, приходите учиться. Профилактика всегда дешевле. А мы, как говорят педагоги, учебный процесс не прерываем и, я думаю, правильно, особенно если этот процесс - жизнь.

Вниманию посетителей сайта! Уведомляем Вас, что на сайте обрабатываются Ваши персональные данные в целях его функционирования. Если Вы не согласны с этим, то должны покинуть сайт. В противном случае это будет являться согласием на обработку Ваших персональных данных на сайте.