И вновь о доплатах за вредность

Доплаты за вредность – избитая и похоже уже вечная тема, хотя и имеющая корни из охраны труда, но интересная всегда и всем без исключения. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе, без лишних воспоминаний о том, как это было и, считая анахронизмом тот факт, что до сих пор подавляющая масса организаций, в том числе и аттестующих, применяет типовое “положение о порядке применения отраслевых перечней на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда” (1986 года).
Отказываясь от применения этих безнадежно устаревших документов мы все же сегодня продолжаем говорить “доплаты за вредные условия труда”, хотя действующее законодательство требует от нас, специалистов по охране труда, перехода на новую терминологию, и в первую очередь на это следует обратить внимание специалистам “высокого класса”, преподающих в учебных заведениях курс “Охрана труда”.
Рассматриваемый нами вопрос гарантирован Трудовым кодексом, именно этот документ в первую очередь устанавливает государственные гарантий трудовых прав и свобод граждан.
Итак статья 147 ТК РФ предусматривает,

  что “оплата труда работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права”. Стоит сразу отметить, что во многих действующих и вновь принимаемых законодательных актах до сих пор применяется термин “тяжелые работы”, определения которым нет ни в одном действующем нормативно-правовом акте, в отличие от “вредных” и “опасных” условий труда.
Далее в статье 147 ТК РФ определено, что “минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений”, а “конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников”.
В развитие установленных Трудовым кодексом гарантий, в том числе и рассмотренной нами статьей 147, не так давно Правительство РФ приняло Постановление от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (далее - Постановление N 870).
Не пересказывая сути этого крайне нужного и необходимого документа остановимся на вопросах, которые порождают новые недоразумения.
Читаем пункт 1 Постановления N 870: “установить работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, следующие компенсации:...”. Стоп. Обратите внимание – в тексте документа “компенсации”, а в названии документа “повышенная оплата труда работников”. По сути Постановления №870 между этими двумя терминами поставлен знак равенства, но так ли это на самом деле? И вновь обращаемся к Трудовому кодексу.
Статья 164 ТК РФ дает определение понятия “компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами”.
В статье 219 ТК РФ установлено, что “каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда”. Так вот, в Трудовом кодексе работникам, занятым на работах с вредными условиями труда конкретных компенсаций не предусмотрено, только в статье 210 ТК РФ установление таких компенсаций провозглашено одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда.
Внимательно изучив перечисленные статьи Трудового кодекса, многие специалисты приходят в замешательство от непонимания того, какие выплаты производятся работникам их организаций за вредные условия труда: повышенный размер оплаты труда (ст.147) или компенсации, т.е. возмещение работникам их же затрат, связанных с исполнением трудовых обязанностей.
Давайте ознакомимся с “Порядком проведения аттестации рабочих мест по условиям труда”, утвержденным приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.08.2007 N 569. Согласно п.4 указанного порядка результаты аттестации рабочих мест по условиям труда используются для предоставления работникам достоверной информации о полагающихся гарантиях и компенсациях. В строке 040 карты аттестации перечислены все виды гарантий и компенсаций за вредные условия труда, в их число вошли: 1)размер повышения оплаты труда работников в %; 2)дополнительный отпуск (рабочих дней); 3)продолжительность рабочей недели (час.); 4)молоко или другие равноценные пищевые продукты; 5)лечебно-профилактическое питание; 6)досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Отнести последние пять перечисленных пунктов к разряду компенсаций невозможно по определению, неужели тогда Минздравсоцразвития РФ отнесло к разряду компенсаций “повышенный размер оплаты труда работников”?
На закон есть закон, и поставив знак равенства между этими двумя разными терминами нас ждет новое испытание, связанное с налогообложением.
Специалисту, которому интересен этот вопрос, обязательно стоит ознакомиться с отдельными положениями Налогового кодекса РФ (п.3 ст.255, п.3 ст.217, пп.2 п.1 ст.238) и с разъяснениями финансистов (Письма Минфина России от 03.04.2007 N 03-04-06-02/57, от 06.04.2006 N 03-05-02-04/35, от 28.12.2005 N 03-05-01-04/405).
В общем и целом суть заключается в том, что компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выплачиваемые работодателем, учитываются в составе расходов на оплату труда при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций и не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом. При этом суммы доплат работникам, производимых работодателем в соответствии со ст. ст. 146 и 147 Трудового кодекса работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, являются повышенной оплатой труда, а не компенсацией. Соответственно, п.3 ст.217 и пп.2 п.1 ст. 238 Налогового кодекса на такие доплаты не распространяются, и они подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
Более того, если посмотреть судебную практику по вопросу налогообложения данных компенсационных выплат (доплат) в любой справочно-информационной системе, то можно с легкостью найти абсолютно противоречивые решения. В одних случаях суд встает на сторону налоговой инспекции, решая, что работодатель повышает размер оплаты труда по 147 статье ТК РФ, а в других случаях – на сторону работодателя, считая, что выплаты работникам носят компенсационный характер по статье 219 ТК РФ. Вот повод задуматься о преимуществах прецедентного права.
Проблема вопроса повышения размера оплаты труда работников и компенсаций за вредные условия труда налицо.
Постановлением N 870 Правительство РФ поручило Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок установить в зависимости от класса условий труда сокращенную продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанных компенсаций.
Не знаю возможно ли это в настоящее время, но очень хотелось бы увидеть грамотный, четкий, понятный документ, который стал бы рычагом для восстановления справедливости в среде работников. Желательно было бы исключить им случаи, когда, например директору за вредные условия труда по фактору напряженности устанавливается повышенный размер оплаты труда или работнику, постоянно работающему на вычислительных машинах, назначается дополнительный отпуск. Таких случаев сейчас предостаточно и все они до неузнаваемости искажают приоритеты и конечные цели охраны труда.
 Очень хочется, чтобы документ появился в определенный Правительством срок, а не попал в разряд забытых поручений, как это случилось с документом по молоку, который должен был в соответствии Постановление правительства РФ от 13 марта 2008 г. N168 появиться до 30 декабря 2008г.
Пора расставить все точки над понятиями “повышенный размер оплаты труда” и “компенсации” или новым грамотным документом или внесением соответствующих изменений в действующее законодательство, в котором продолжают появляться весьма противоречивые документы. В качестве примера приведу изменения в Трудовой кодекс, внесенные Федеральным законом от 22.07.2008 N 157-ФЗ. В соответствии с ним “в целях государственного управления охраной труда органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда организуют проведение на территории субъекта Российской Федерации в установленном порядке обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, а также работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также проведение обучения оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте”. Как трактовать это требование, особенно его заключительную часть?
Вместе с тем в субъектах уже пошел процесс приведения местных законов в соответствие с ТК РФ, т.е. прямое копирование этого никому не понятного “ляпа”.
Делать выводы оставляю право за Вами...

Вниманию посетителей сайта! Уведомляем Вас, что на сайте обрабатываются Ваши персональные данные в целях его функционирования. Если Вы не согласны с этим, то должны покинуть сайт. В противном случае это будет являться согласием на обработку Ваших персональных данных на сайте.