Отшумели бои за 60-часовую рабочую неделю, предложенную Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), и хотя было понятно, что это лишь «разменная монета», отвлекающий маневр от более серьезных посягательств на права трудящихся, все как-то успокоились. И вот Минздравсоцразвития России подготовил проект поправок в Трудовой кодекс РФ, базирующихся на инициативах комитета РСПП. Развязывая руки малому бизнесу, если поправки будут приняты парламентом, законодатель ставит наемных работников практически в положение рабов. Судите сами
Первое. Снять ограничения, действующие в статье 59 ТК РФ, на заключение срочных трудовых договоров.
Второе. Дать право увольнять работников по причинам «экономического характера», причем предупредить об увольнении не за два месяца, а за 14 календарных дней (статья 74 ТК РФ).
Третье. Те же 14 календарных дней (вместо двух месяцев) при уведомлении увольнения работника при сокращении штата, т.е. изменить статьи 82 и 80 ТК РФ.
Четвертое. Сократить минимальный размер выплаты выходного пособия до двухнедельного среднего заработка (в районах Крайнего Севера – среднемесячного заработка). В эту же статью 178 ТК РФ предлагается внести изменения, полностью ограничивающие права на получение выходного пособия работников, которые имеют другую постоянную работу или пенсию.
Пятое. Статья 212 ТК РФ. Обязательную аттестацию рабочих мест по условиям труда субъекту малого предпринимательства, в т.ч. индивидуальных предпринимателей, заменить на право декларировать, что требования охраны труда соответствуют государственным нормативным требованиям. Ответственность работодателя за достоверность декларирования предусматривается, но любопытно, как можно декларировать то, чего не знаешь. Шум, вибрация, электромагнитные излучения – как эти факторы декларировать без инструментальных замеров? Очень много вопросов возникает при рассмотрении этих предложенных поправок. Может быть, для того, чтобы перестать «кошмарить» малый бизнес, надо предложить и другой путь, например, экономически заинтересовать работодателя в создании безопасных условий труда для своих работников. Когда будут приняты эти и другие поправки к Трудовому кодексу, сказать трудно, но остается надеяться на здравомыслие законодателей и влияние профсоюзов.
Анна Зыбина
Закон вводит систему правовой помощи для социально незащищенных
15 января 2012 года вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №324ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»
Согласно закону планируется развернуть по всей стране сеть центров, где людям будут помогать добрым юридическим словом. А Министерство юстиции планирует разработать виртуальную карту страны с адресами пунктов бесплатной юридической помощи. Каждый человек сможет легко найти дорогу к юридическим знаниям.
Кроме того, федеральные ведомства и органы власти в регионах должны бесплатно консультировать граждан в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к их компетенции.
В определённых случаях чиновники смогут оказать неимущему человеку и более широкую правовую помощь: написать за него жалобу, даже представлять его интересы в судах, государственных и муниципальных органах и организациях. Но для этого должны быть веские основания.
Регионы своими законами смогут создавать государственные юридические бюро, а также привлекать адвокатов к участию в государственной системе бес платной юридической помощи. Адвокатская палата субъекта Российской Федерации ежегодно не позднее 15 ноября будет направлять региональным властям список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи. Не позднее 31 декабря этот список должен будет размещаться в Интернете.
Нотариусы в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам, исходя из своих полномочий. Согласно документу граждане не смогут получить юридическую помощь по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью, а также по спорам, которые рассматривались в суде и вступили в законную силу. В целом законопроект предусматривает две системы бесплатной юридической помощи: государственную и негосударственную. Частная инициатива не возбраняется: бесплатные приёмные могут открывать нотариальные и адвокатские сообщества. А при содействии Ассоциации юристов России уже развёрнута сеть юридических клиник при крупнейших вузах страны. Плюс негосударственных клиник в том, что они, в принципе, могут помогать любому. Государственные бюро вправе помогать только самым бедным. Конечно, местные власти вправе расширять списки граждан, которым может быть оказана бесплатная юридическая помощь. У част ных структур ограничений нет. Правовая помощь должна оказываться квалифицированными специалистами. Как говорится в финансовоэкономическом обосновании к закону, в случае принятия региональными властями решения о создании государственных юридических бюро консолидированный объём ассигнований из бюджетов субъектов может составить 630,3 млн рублей.
В любом случае у губернаторов будет выбор: или создавать госучреждения по типу уже действующих в десяти регионах государственных юридических бюро, или построить работу через адвокатов. В таком случае региональные бюджеты могли бы оплачивать защитникам их бесплатную для народа работу по типу, как это делается в уголовных процессах. Не запрещает закон и совмещать два в одном и создавать юрбюро, и приглашать адвокатов.
Владислав КУЛИКОВ, источник: RG.RU